Цирковая революция
20 октября 1880 года состоялось первое представление на арене Московского цирка на Цветном бульваре. Тогда в здании цирка было всего пять рядов кресел, лавки с непронумерованными местами и стоячая «галерка».
Альберт Саломонский – именно так звали первого директора цирка на Цветном бульваре, совершил, в некотором смысле, цирковую «революцию»: он впервые адресовал цирковые представления детям, а также стал продавать людям с невысокими доходами билеты со скидкой. Стоит отметить, что до этого в московские цирки ходили исключительно аристократы, а программы представлений печатались на шелковой бумаге по-русски и по-французски.
Удивить и рассмешить
Сам Альберт Саломонский родился в Италии и был потомственным цирковым артистом. Он выступал как наездник, конный акробат и дрессировщик лошадей. Кстати, его номер, поставленный на арене Московского цирка, когда Саломонский проехал верхом на лошади по бревну, расположенному на высоте пяти метров, произвел настоящий фурор. Вообще, удивить, рассмешить и сделать так, чтобы на представлении не было ни одного свободного места – вот принципы успешного цирка от Альберта Саломонского. На Цветном всегда было много клоунов, публика хохотала с утра до вечера, и в немалой степени благодаря тому, что в здании цирка с полудня и до рассвета работал буфет с алкогольными напитками. Саломонский талантливо использовал и народную «струну»: на арену его цирка выходили крестьянские музыкальные коллективы, балалаечники и гармонисты.
Безымянные цирки
Вплоть до 1913 года, до самой смерти Альберта Саломонского, цирк на Цветном буквально процветал, несмотря на наличие сильных конкурентов: например, братьев Никитиных. Они открыли свой первый цирк в Нижнем Новгороде, а уже через три года приехали в Москву и обосновались вблизи цирка на Цветном. Говорят, что Альберт Саломонский однажды подписал с ними договор, по которому Никитины отказывались от своего московского цирка и обязаны были выехать за пределы города. Никитины вернулись в Москву лишь в 1911 году и открыли свой новый цирк в здании, которое теперь принадлежит Театру Сатиры. После революции 1917 года оба цирка были национализированы и получили названия Госцирк №1 и №2.